top.mail.ru
28Июля2011
PDFПечатьE-mail

Вина

 ВИНА (санскр., пали, хинди vina), бин (bin; возможно восходит к др.-егип.  бент), назва­ние группы струнных щипковых инстр-тов Юж. Азии; в Древней Индии - общее обо­значение хордофонов. Группа Вин объединяет инструменты разного типа и конструкции. Наибольшее распрост­ранение в практике музицирования получи­ли в наши дни юж.-инд. (карнатская) Вина и сев.-инд. (хиндустанская) бин, во многом уступающая первой по широте распрост­раненности традиции и ее значимости в культуре. Современная традиция Вины во мно­гом ассоциируется именно с ее карнатской ветвью.

 

Конструкция

   

Юж.-инд. Вина - инстр-т типа лютни, конфигурацией аналогичный ряду струнных щипковых инстр-тов Юж. Азии. Изготавли­вается из благородных пород дерева: чер­ного, розового. Вина, изготовленная из цель­ного куска (эканда), считается более совер­шенной; меньше ценится та, на изготовле­ние которой пошло несколько кусков (отту). Основной корпус-резонатор (кудам) - полу­сферический, полый, покрыт тонкой дере­вянной декой, на которой иногда имеются 2 небольших круглых резонаторных отвер­стия, но чаще - инкрустированные розетки. На деке размещен высокий, плоский сверху, деревянный мостик-подставка (кудураи), поверхность которого покрыта металличе­ской пластиной и служит опорой для основ­ных струн в то время, как металлическая пластина, расположенная сбоку мостика, предназначена для поддерживания боковых струн. Нижние оконечности струн крепят­ся на полукруглой металлической пластине (нагапасам), помещаемой внизу на корпусе, под декой. Шейка В. - полая и глубокая, колковая коробка открыта в верхней плос­кости; в ней размещены колки (бирудаи), удерживающие основные струны. Она за­канчивается загнутой вниз (реже вверх) сим­волической головой дракона (яли). В верх­ней части шейки расположен дополнитель­ный резонатор, деревянный или тыквенный (кудуккаи); сбоку в полую шейку крепятся 3 колка, удерживающие дополнительные струны, которые, в отличие от 4-х основных, не проходят вдоль плоскости шейки. Высо кая и широкая шейка-гриф (данди) спуска­ется к деке уступом -пооожком, а в верхней части отделена от колковой коробки метал­лическим мостиком (меру). На шейке-грифе до 24-х высоких, крепящихся воском ладков (метту). Верхняя окружность кудам, яли и ку-дуккаи чаще всего бывают инкрустированы слоновой костью, роговыми кусочками, а у современных инстр-тов - пластиком. Наибо­лее декорированы андхрские Вины, умеренно -танджорские и тривандрумские, а в майсор-ских Винах инкрустация почти отсутствует. Об­щая длина инстр-та достигает 1,35 м, длина шейки ок. 60 см, диаметр корпуса ок. 35 см.

 

Настройкаveena_strings

  

Принципы настройки юж.-инд. Вины осно­ваны на исторически сложившихся подхо­дах к ладо-акустической природе инстр-та. Современные Вины строя свара-рага-мела име­ют фиксированные ладки, позволяющие при их неизменном положении презентиро-вать разнообразный раговый материал, не перестраивая инстр-т. Этот тип настройки постепенно вытеснил другой, также суще­ствовавший ранее - эка-рага-мела - при под­вижных ладках Вины, перестраиваемой для каждой раги. 3 боковые струны настраива­ются на тонику среднего регистра (Sa), 5-ю сту­пень среднего регистра (Pa) и тонику верхнего регистра (Sa). Основные струны, начиная с са­мой высокой (сарани) и наиболее часто используемой в игре, могут настраиваться двояко: 1) тоника среднего регистра(Sa), 5-я сту­пень среднего регистра (Pa), тоника среднего регистра(Sa), нижняя 5-я ступень (Pa); 2) средняя 4-я (Ma)  (или 5-я) ступень, нижняя тоника (Sa), нижняя 5-я ступень (Pa), самая нижняя тоника(Sa). Существуют и другие, близкие вышеназванным варианты настройки. Высота тоники акустически от­носительна (что в целом характерно для ре­гиона) и зависит от выбора высоты звуча­ния тоники каждой конкретной раги.

 

Методика игры

 

Играют на юж.-инд. Вине сидя, скрестив перед собой ноги и оперев корпус о пол. Инстр-т держат горизонтально с небольшим наклоном к полу так, чтобы левая рука мог­ла свободно передвигаться по всей длине шейки-грифа. Дека часто развернута к му­зыканту, что облегчает действия правой руки. Указательный и средний пальцы ле­вой руки вместе попеременно зажимают либо струны на ладках либо несколько сза­ди них. Разнообразие приемов звукоизвле чения левой руки связано гл. обр. с техни­кой звуковысотной нюансировки (гамака), в которой Вина является во многом непревзой­денной. Таковы, например, типичные для нее глиссандирования, скольжения от лад-ка к ладку (джару), приемы достижения бо­лее высокой звучности путем натяжения струны на более низко расположенном лад-ке (кампита), а также одновременного защи­пывания и зажатия струны и т.д.

Не менее разнообразна техника правой руки (митту), многие из приемов которой, описанных и классифицированных еще в древних и ср.-век. трактатах, определяют практику музицирования на Вине и в наши дни. Современные исследователи насчитывают несколько десятков приемов звукоизвлече-ния, свойственных правой руке; чаще всего используются 3 средних пальца, однако ряд приемов звуковой нюансировки требует так­же участия большого пальца и мизинца. В игре правой рукой используют, как прави­ло, проволочный плектр (накхи), но звук может производиться и путем касания стру­ны ногтем или подушечкой пальца.

 

В 20 в. в связи с новыми условиями раз­вития традиции юж.-инд. Вины появляется ряд ее модернизированных разновидностей. Усовершенствования касаются как матери­ала изготовления (попытки замены традиц. дерева для обоих резонаторов папье-маше и фиберглассом), так и элементов конструк­ции: использование вместо традиц. деревян­ных колков-бирудаи медных или латунных винтов, либо колков от гитары и банджо; создание Вины с раздвижной шейкой для удоб­ства транспортировки, совмещение в конст­рукции одного инстр-та трех (Вины, тампуры и лютни с длинной шейкой без ладков гот-тувадьям, или маханатака вины), что называется тривени - «тройная Вина». Может варьироваться также количество ос­новных (до 6-ти) и дополнительных (до 8-ми) струн. В некоторые инстр-ты, исполь­зуемые в современных концертных услови­ях, вмонтированы звукоусиливающие уст­ройства. В основном эти усовершенствова­ния связаны со стремлением музыкантов, особенно нового поколения, обновить и уси­лить экспрессию звучания Вины, приблизив его к художественно-эстетическим потребнос­тям настоящего.

 Важнейшее место, которое занимает Вина в инструм. музыке на юге Индии, вомно гом обусловлено широким спектром худо­жественно-эстетических возможностей её звучания. Звуковысотное и экспрессивное богатство приближает его к человеческому голосу, и вместе с тем конструктивная слож­ность и развитость позволяют развивать на Вине сложную, виртуозную технику Это при­дает инстр-ту (как и многие другие его ка­чества) совершенство и универсальность, что обусловило широчайшее его распрост­ранение в древности и в наши дни. Совре­менные представители традиции (майсор-ская школа) соединяют звучание нескольких Вин, добиваясь тем самым еше большей полноты и выразительности звучности.

 В отличие от карнатской традиции Вины, имеющей широчайшее распространение и занимающей ведущее место среди инструм. традиций юга субконтинента, на севере бин уступает по значимости таким инстр-там, как ситар, сарод. саранги и др., занимая в концертной практике весьма ограниченное место. Бин, в противоположность юж.-инд. Вине, представляет собой инстр-т типа цит­ры, сохранивший, вероятно, очертания древ­нейших представителей этой группы инстр-тов. К бамбуковой шейке, узкой и длинной, на которой расположено ок. 20 высоких лад-ков, крепятся с обоих концов 2 больших тыквенных резонатора. Один из них поме­щается за левым плечом музыканта, другой опирается о его согнутую ногу; инстр-т мо­жет располагаться также горизонтально пе­ред музыкантом. Принципы звукоизвлечения, технические приемы игры на бин во многом аналогичны карнатской традиции, но в це­лом практика музицирования на бин гораздо более лимитирована как в философско-эстетическом аспекте, так и в практическом.

 Истории, теории и практике Вины уделяет­ся большое внимание в современных иссле­дованиях. Инстр-т также имеет обширней­шую историографию, будучи детально опи­санным с мифологической, философско-эс-тетической, теоретической и исполнитель­ской точек зрения практически во всех круп­нейших трактатах древности, что позволяет делать вывод о древнейшем происхождении и важнейшем значении этого инстр-та и свя­занной с ним традиции в культуре Юж. Азии.

 В древности в категорию Вины включались струнные инстр-ты разных типов (прежде всего дуговые арфы); древнейшие инстр-ты были найдены в раскопках центров индий­ской Хараппской цивилизации (2 - сер. 1 тыс. до н.э.). Упоминания о Вине - пинака, киннари и др. содержатся в ведических самхитах и эпических поэмах «Махабхара-та» и «Рамаяна». В ср.-век. пуранах и более поздних исторических и легендарных мате­риалах упоминаются Вины: саптатантри [саптатантри-вина -«7-струнная Вина», ср. с др.-греч. гептатонос форминкс у Пиндара. - М.Е.], випанчи, читра, паривадани и др.; в древних та­мильских текстах также говорится о различ­ных ее разновидностях: ядж (вероятно, арфа), сагода, сири. Изображения Вины арфообразного, цитрообразного, люневого типов встречаются в храмовых скульптурах, фресках, миниатюрах и др. произв. изобра­зительного искусства разных частей субкон­тинента. Все это свидетельствует о том, что объединяемые в категорию Вин древнейшие струнные инстр-ты (в первую очередь арфы и цитры) сыграли одну из ведущих ролей в формировании генотипа муз. культуры ре­гиона. Вместе с тем, наличие столь объем­ного фактологического материала в боль­шой мере затрудняет изучение истории инстр-та, его типологии и культурных харак­теристик. Так, в частности, проблематичны­ми до сих пор являются вопросы иденти­фикации древних инстр-тов (некоторые уче­ные, в частности, склонны считать, что под Виной или вену в ведических текстах мог под­разумеваться духовой инстр-т), классифика­ции Вин; сложна также проблема типологи-зации Вин по признаку наличия или отсут­ствия ладков на шейке/грифе и т.д. Один из наиболее ясных вопросов - датировка эта­па, на котором под Виной стали подразумевать инстр-т преимущественно лютневого типа. Полагают, что свой современный облик юж.-инд. Вина унаследовала от сарасвати вины которую изобрел Говинда Дикшитар и ввел в практику музициования известный музыкант  Туладжа (18 в.), в связи с чем и инстр-т стал называться туладжендра вина. В более позднее время в группу Вин стали объединять инстр-ты типа цитры и л ютни ;  т.о., произошла определенная «спе­цификация» как всей группы, так и отдель­ных инстр-тов.  Некоторые из них в том или ином виде бытуют и в наши дни. Так, в част­ности, современная сев.-инд. бин является, по мнению ученых, преемницей рудра вины 16-17 вв. К инстр-там группы Вин относят сегодня также инд. и  пакист. хиндус танскую вичитра вину и карнатскую  гот тувадьям;  у обеих, в отличие от юж.-инд, сарасвати и сев.-инд. бин, шейка не имеет ладков.

 Огромное значение в формировании облика Вины  и характера связанной с ней муз. экспрессии имеет, помимо развитой иконо­графии, и высочайшая степень символиза­ции и мифологизированности всех аспектов традиции, от деталей конструкции инстр-та до смысла музицирования на Вине в целом. Уже в самых ранних текстах о разновидно­стях Вин говорится в связи с их принадлежа ностью различным божествам индуистско­го пантеона. В., т.о., рассматривается не просто как инстр-т, но как сакральный объект, принадлежность посвященных. Все это в значительной мере унаследовала со­временная традиция Вины и, в частности, ее юж.-инд. ветвь. Так, например, триединство дополнительных колков, струн и брусков лангаров, корректирующих их настройку и помещаемых на нижней части струн (трой­ное триединство), соотносится, по мнению инд. музыкантов, с Брахманом - универсаль­ной божественной сущностью; еще одно триединство 4-х основных струн, соответ­ствующих им колков и настраивающих уст­ройств призвано символизировать Атмана, «божественного человека», являющегося воплощением Брахмана. Соединение обоих этих конструктивных начал означает слия­ние 2-х ипостасей единого универсального целого. Яли, изображающий голову драко­на, связан с идеей моральной (духовной) стойкости, обеспечивающей победу над си­лами зла. 24 ладка и верхний порожек (меру) воспринимаются как параллелизм 25-ти принципам йогической практики самоусо­вершенствования. Сам же термин «меру» восходит к названию мифологической горы, в символике индуизма считающейся цент­ром мироздания. Двоичность резонаторов (кудам и кудуккаи) воплощает мужское и женское начала; сама конфигурация и кон­струкция инстр-та также во многом с чело­веческим телом. Вместе с тем, символика Вины связывает ее с теорией воспроизведения идеального тона, звучание которого способ­но гармонизировать многообразные элемен­ты универсума. С этих позиций Вина еще в глу­бокой древности считалась инстр-том иде­альным и самодостаточным. О пользе прак­тики музицирования на нем повествуют легенды и предания; в соответствии с од­ним из них, игра на Вине особенно полезна для здоровья беременных женщин. Следует от-метить, что в целом эта традиция в боль­шей степени ассоциировалась в древности именно с женским началом. Божественной покровительницей Вины считалась богиня Са-расвати; ее «имя» до сих пор носит совре­менная южно-индийская Вина.

      Фигура бинкара - музыканта, деятель­ность которого связана с Виной, так же, как и сам инстр-т, занимает особое место в исто­рии муз. культуры субконтинента. Еще в глу­бокой древности владевший этим инстр-том считался сакральной персоной. По свиде­тельству древних и ср.-век. трактатов и ис­торических хроник, бинкар всегда занимал одно из наиболее почетных мест в придвор­ной «табели о рангах» (о престижности инстр-та говорит и тот факт, что на нем нередко иг­рали и сами правители), уступая лишь вока­листу, которому он аккомпанировал.

 Функционирование Вины в придворной среде, подразумевавшее его соотнесенность с вокальными традициями, сказалось в боль­шой степени на складывании эстетических и стилевых особенностей традиции. Типы композиций (крити, варнам), репертуар в целом, приемы звукоизвлечения и разработ­ки звуковой ткани, свойственные, в частно­сти, юж.-инд. Вины, носят несомненный отпе­чаток производности от вокальной музыки. Очевидна связь Вины с имеющими многовеко­вую историю и уходящими корнями в обря­довую практику танц. и танц.-театр. тради­циями. Композиции крити, составляющие основу репертуара большинства современ­ных юж.-инд. исполнителей на Вине, представ­ляют собой инструм. версии вокальных кри­ти классиков карнатской музыки - Тьягарад-жи, Муттусвами Дикшитара, Шьяма Шаст-ри и современных музыкантов. Варнамы и тилланы, являющиеся в своей основе раз­делами танц. композиций бхаратнатьям, предполагают большее внимание к вирту­озной, собственно инструм. технике в отли­чие от первых, экспрессией звучания соот­носимых с человеческим голосом.

 В наше время специфику юж.-инд. тра­диции Вины определяет, с одной стороны, кон­цертная ситуация, способствующая разви­тию яркого, масштабного стиля, и с другой -музицирование в камерных условиях, что более естественно для этого инстр-та и под­разумевает большую гибкость и свободу высказывания. Первая тенденция во многом обуславливает развитие эксперментальной линии (соединение нескольких Вин в одновре­менном звучании, видоизменение конструк­ции инстр-та, попытки его использования в инструм. составе типа оркестра и т.д.); вто­рая в большей степени соотнесена с клас­сической традицией и выполняет своего рода «охранительную» функцию.

 Будучи древнейшей и влиятельнейшей в муз. культуре Юж. Азии традиция Вины, включающая многообразные компоненты, развивается в деятельности нескольких крупных муз. родов «школ», каждая из ко­торых имеет длительную историю и соот­несена с определенным региональным сти­лем. Тривандрумский стиль представлен деятельностью семейства Бхагаватар, насчи­тывающего, подобно остальным, к кон. 20 в. уже ок. 10 поколений музыкантов. Тан-джорская школа, к которой принадлежал Тьягараджа, а также представители семей­ства Дикшитаров (в т.ч. крупнейший музы­кант и теоретик 19 - нач. 20 вв. Мутгусвами Дикшитар) включают, помимо них, предста­вителей семейств Адийяпайя и Малайяппа Айер (в их числе знаменитые музыканты рубежа 19-20 вв. братья Суббараму и Сам-басиву Айер). Майсорская школа воспита­ла одного из виднейших музыкантов совре­менности Доресвами Айенгара. Эмали Шан-кар Шастри и его ученик Читти Бабу - со­временные представители андхрской шко­лы - развивают в своем творчестве новые для данной традиции идеи.

В современном концертном ансамбле Вина (или несколько Вин) звучат, как правило, в соединении с танпурой и мридангом.

Лит.: Balagopal Т., Learn to play on veens, New Dlhi, 1982; Subramaniam K., An introduction to the vina, - «Asian music», vol. 16, № 2, 1985; Wrazen L., The early history of the vina and bin..., - «Asian music»,vol. 18, № 1, 1986; № 173.

E. M. Гороховик.

Энциклопедия "Музыкальные Инструменты"-М.:"Дека-ВС",2008.-786с.,илл.,библ.

 

Обновлено Авг012011