top.mail.ru
24Ноября2010
PDFПечатьE-mail

Саранги

 

Sarangi000 Саранги (хинди: sarangi),индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата-вадья; распространён в практике классического музицирования традиции хиндустани ( в северных районах Индии, Пакистане, Непале); имеет также ряд региональных традиционных разновидностей.

 

   Саранги, подобно ряду других концертных инструментов традиции хиндустани, связан по происхождению с региональными разновидностями смычковых инстр-тов, распространённых преимущественно в северо-западном, северном и северо-восточном районах Индостана. Его традиционными прототипами считают такие инструменты, как саринда, дильбура, раванахаста (раванхаттха), эсрадж, чикара, камайча (кеманча) и др. Инструмент с 17-ю резонансовыми струнами и высокими металлическими ладками (дильрабаб) распространён в Афганистане, известен также в Таджикистане и Узбекистане. Но только саранги во 2-й пол. 19-20 вв. стал концертным инмтрументом классической традиции хиндустани, связанной с исполнением раги. Саранги выполняет ведущую роль в ансамбле, включающем также танпуру и табла. Несомненна связь саранги с индомусульманскими вокальными и танцевальными традициями; собственно сольное исполнительство на нем выросло из развёрнутого сопровождения вокальных композиций (кхьял, тхумри) и танцев (катхак) и поэтому во многом сохранило соответствующие технические и экспрессивные стилевые качества. Самостаятельная и развитая традиция игры на саранги, тем не менее, уступает по масштабам традициям исполнения на ситаре или сароде. Среди выдающихся сарангия 20 в. - Бунду Хан (Пакистан) и всемирно известный Рам Нарайян (Индия; благодаря его деятельности саранги и приобрёл значение инструмента высокой традиции). Саранги распространён в практике музицирования непальских музыкантов-гайне.

 

Конструкция

 

Корпус долблёный, с боковыми выемками или талией (сжатием по бокам) и коробобразная глубокая шейка изготавливаются из цельного куска красного дерева (тик, тун); дека-мембрана из тонкой кожи (пергамента). Широкий гриф (обычно орнаментирован по периметру, без ладков) смыкается с корпусом и представляет собой деревянную полированную пластину, покрывающую шейку. Колковая коробка (также орнаментирована, частично открыта) имеет куполообразное отверстие; сбоков и на верхней её плоскости находятся колки: 4 большие деревянные (по 2 с каждой стороны), к которым крепятся игровые струны, и ряд малых колков для резонирующих струн; колки последних также помещаются в боковой плоскости шейкки. Современный класический саранги имеет 3 игровые жильные струны различной толщины (ранее к ним добавлялась ещё 1 витая из толстой медной проволоки бурдонирующая струна), они поддерживаются мостиком на деке. Число резонирующих струн (тараб) варьируется от 25 до 37;  часть их (до 10) проходит под мостиком и ответвляется в бок; остальные разделяются на 2 части и проходят соответственно через правый и левый верхние порожки на колковой коробке. Общая длина саранги ок. 80 см, ширина в нижней части корпуса ок. 30 см, в верхней оконечности шейки ок. 20 см. Смычок длинной 80-85 см-прямая круглая трость из твёрдых пород дерева с прикреплённым к ней пучком конского волоса, натяжение которого регулируется исполнителем с помощью изогнутого треугольного порожка, расположенного в месте захвата смычка (держат его ладонью
ввверх).

 Конструктивная сложность и утончённость саранги так же, как и особая техника звукоизвлечения, формируют специфический, ни счем не сравнимый характер его звучания. Оно отличается, с одной стороны, глубиной и проникновенностью, близкой человеческому голосу, а с другой - "завуалированностью", размытостью и богатством звуковысотных нюансов. Струны тараб, как и у другихсеверо-индийских концертных инструметов не участвуют непосредственно в игре, но создают особый эффект призвуков, окружающих основную линию тончайшей звуковой "аурой".

 Исполнители на классическом саранги различают 3 разновидности (магзи) иструмента (термин "магзи" в ходу практически у всех сарангия, и, вероятно, различает инструменты по количеству струн тараб). Существуют также модернизированная разновидность - бас-саранги, или сур-сагар которая используется преимущественно для создания басовой линии в современных оркестрах Индии и Пакистана. Саранги имеет ряд традиционных разновидностей, распространённых в основном в северо-западных районах субконтинента: Синдхе, Гуджарате, Раджастхане. Они отличаются от современного концертного саранги конструктивно (традиционного саранги проще и по конструкции, и по материалам изготовления) функционально. Гуджаратская разновидность саранги, например, имеет 4 основные (2 жильные и 2 стальные) и 9 резонирующих струн и используется общиной ланга для сопровождения пения.

 

  Методика игры

 
 Исполнитель-сарангия-играет сидя, держа инструмент вертикально, нижнюю часть корпуса опирая о скрещенные ноги, а верхнюю часть шейки прислонив
к левому плечу. Ногтями указательного, среднего, безымянного пальцев, и иногда мизинца струны не прижимаются полностью к грифу, но слегка сдвигаются сбоку в сторону. Туго натянутые и относительно короткие струны требуют особого контроля за звуковысотностью, но вместе с тем делают
возможными сложнейшие виртуозные пассажи.

sarangi_05


Настройка

  

  Высота строя саранги относительна, выделяются три регистра: нижний (мандра), средний (мадхья) и верхний (тара). Струны настраиваются сверху
вниз: IV или V ступень среднего регистра, I ступень среднего регистра и V ступень нижнего регистра. Резонансовые струны настраиваются в соответствии
со звукорядом (тхата) раги (являющейся основой развёртывания каждой композиции), либо по ступеням так называеморго ачала тхата - условного звукоряда,
объемлющего все натуральные и альтерированные ступени. Звуковысотное положение основного тона выбирается каждый раз в соответствие с рагой. 
 
 
  Лит.: Bor J., The voice of the sarangi
(an illustrated history of bowing in India),-
"Quarterly Journal of National Center for
Performing Arts", Bombay, vol. 15, № 3-4, 1976,
vol. 16, № 1, 1977; № 546.
                                                Е.М. Гороховик.
Энциклопедия "Музыкальные Инструменты"-М.:"Дека-ВС",2008.-786с.,илл.,библ.

Обновлено Мар112011